Без пылинки
горы возвышаются;
без единой капли
ручьи врываются в долину.
Искусство создания японского сада камней насчитывает несколько сотен лет, но получило широкое распространение в период Муромати (14-16 век). Иногда этот стиль называют дзен садами или сухими пейзажами.
Примерно в конце 11-го века в период Хэйан сухие каменистые ландшафты были спроектированы как часть традиционных японских садов. Профессиональных ландшафтных дизайнеров тогда называли «ишитэ-со», что означает «монахи, которые расставляют камни».
В те дни буддизм был настолько важен в искусстве садовой архитектуры, что совсем не удивительно, что именно монахи были ответственны за проектирование и создание этой загадочной техники ландшафтного дизайна.
В период Муромати каменный сад дзен достиг своей славы и совершенства, отражая глубокие духовные традиции страны восходящего солнца.
В то время как японские сады Хэйан отражают превратности жизни, сады Муромати полностью отвергают элементы материального мира, раскрывая истинную сущность жизни и природы с помощью тщательного и продуманного расположения двух элементов — камней и песка.
Что может показаться случайным размещением, на самом деле представляет собой миниатюрный пейзаж, наполненный идеей спокойствия, передающей сущность буддийской философии.
В проектировании сухих пейзажей часто используются мхи, но другие насаждения являются необязательными или они немногочисленны.
Одна вещь в дизайне дзен садов остается неизменной – это место должно идеально подходить для отдыха и медитации, создавая атмосферу гармонии и простоты.
Основные принципы проектирования японского сада камней
Минималистский стиль является ключом к созданию сухих пейзажей и каменные элементы играют важную роль в их проектировании. Согласно японской философии они символизируют силу и желания. В Японии размещение камней в ландшафте считается духовным и художественным процессом.
Камни должны иметь естественную форму и различаться по размеру. Как правило, используются темные гранитные породы. Гравий или песок имитирует поток воды. Рисунок граблями в виде волнистых узоров на песке имитирует волнообразные движения водных потоков.
При размещении больших объектов, поместите меньшие породы рядом с большими валунами для создания естественного природного вида. Число камней должно быть нечетным.
Породы могут накладываться друг на друга, как чешуя на рыбе, чтобы отобразить миниатюрные горы в природе, а созданный дизайн обязательно асимметричен. Каменные элементы, мох и гравий должны иметь низкую контрастность по отношению друг к другу.
Согласно японской философии, скалы представляют собой силу и безмятежность. Вот пять различных типов камней, используемых в дзен пейзажах:
Низкий вертикальный камень, который является фаворитом в пейзаже. Высокий — помещается обычно в дальней части сада и символизирует человека. Плоский валун, который называют каменным сердцем. Он добавляет баланс в композиции больших и высоких каменных пород.
Среднего размера элементы также используются для того, чтобы привнести баланс между высокими вертикальными и плоскими камнями.
Количество камней, используемых в дзен-саду, варьируется в зависимости от намерения его создателя. В искусстве сухих пейзажей нет правильного или неправильного, лучшего или худшего.
Независимо от того, используете ли вы один или сто камней, дзен-сад все равно будет служить одной цели — приблизить вас к природе и гармонии.
Если вы не знаете, с чего начать, подумайте о природном ландшафте или пейзаже, который имеет для вас особое значение, и позвольте ему стать источником вдохновения.
Сначала рассмотрите расположение основных пород или более крупных элементов, а остальные естественным образом встанут на свои места.